PDA

Просмотр полной версии : Балагула


AMMONIT
07.12.2014, 19:46
Просто для любителей истории


Балагула – повозка, управляемая еврейским извозчиком – балагулой. В связи с тем, что плата за проезд в почтовой карете или дилижансах была высокой, балагулы оставались единственным средством передвижения вплоть до конца 1860 годов, когда появилась возможность путешествовать по железной дороге.
Там, куда «чугунка» не доходила, балагулы исчезли лишь с появлением автобусных маршрутов. Так, долго не выезжавший из Киева С.Ефремов с удивлением увидел их в 1924 г. на станции Мироновка, откуда ему надо было добраться до села Хохтива.
«пока мы раздумывали, ехать ли на ночь глядя или заночевать в Мироновке, нас обступила целая толпа евреев-балагульщиков; рвут вещи из рук, каждый дергает, тянет в свою сторону, и не успели мы опомниться, как оказались на передке «фаэтона» допотопной конструкции, вспомнилась Умань, бурса и те будки, которые каждый день катили мимо на «на Головановское», «на Тальное».
По описанию В.Хижнякова, дорожная повозка выглядела так:
«Это длинная, довольно глубокая бричка, с обручами вверху, обтянутыми холстом. В ней обыкновенно помещалось до 10 пассажиров».
Двигалась балагула, по словам того же мемуариста, «с черепашьей быстротой, не более 5 верст в час, с остановками среди дня и ночлегами». Обычно балагулы завозили своих седоков на частные почтовые станции – заезды, где они могли отведать лучшие блюда еврейской кухни. В самом Киеве для балагул было всего две станции: одна на Подоле, другая на Новом Строении. Ездить по городу еврейскому транспорту запрещалось, а самим извозчикам по законам черты оседлости позволялось находиться в Киеве не более трех дней. Еще три для можно было получить по разрешению полицмейстера, но никак не более того.
Балагула не мог подвезти седока даже к дому на соседней со станцией улице, и один мемуарист вспоминает, как приехал в детстве в Киев на еврейской повозке, и багаула ходил разыскивать его родственников, чтобы они забрали мальчика со станции.
Эти ограничения защищали городских извозчиков от конкуренции предприимчивых местечковых возничих.

(с) А.Макаров

Август
07.12.2014, 19:50
Один из моих прадедов был именно вот таким балагулой.

Циклоп
07.12.2014, 20:55
Позвольте,а кто тогда были биндюжники?

Groz
07.12.2014, 20:58
Позвольте,а кто тогда были биндюжники?
Ломовые извозчики из Одессы.ЕМНИП.

Август
07.12.2014, 20:58
Позвольте,а кто тогда были биндюжники?

Ломовые извозчики из Одессы.ЕМНИП.

да.

Разный весчи.

Биндю́жник — название профессии XIX — начала XX века в Одессе и некоторых портовых городах Украины, которое имеет два значения:

Человек, занимавшийся грузоперевозками на пароконной повозке, т. н. «площадке», ломовой извозчик;
Портовый грузчик. Такие грузчики были одной из наиболее уважаемых, авторитетных и сплочённых групп одесского портового сообщества, группой с особой корпоративной моралью и нормами поведения

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%8E%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D 0%BA

Groz
07.12.2014, 20:59
Один из моих прадедов был именно вот таким балагулой.
Как раз недавно купил книгу Эфраима Севелы"Легенды Инвалидной улицы"про таких балагул.

AMMONIT
07.12.2014, 22:03
нашел еще (первый текст из книги), этот из инета

Коль уж начали мы перечислять профессии, без которых не стояло ни одно еврейское местечко, не говоря уже о крупных центрах, вроде Бобруйска и Жмеринки, то нельзя не назвать (причем, назвать с должным почтением) профессию, весьма и весьма распространенную. Мы имеем в виду балагулу.

На меднозвучащем иврите «баал-hаагала» означало «владельца колесницы» — этакого добра молодца в панцире и медных поножах. Сменились времена, сменились и понятия: «балагулу» (именно так зазвучал владелец колесницы на практичном идиш) уже никто не представлял себе в панцире. Ибо балагула был еврейским возницей, нанимаемым для поездки между деревнями и местечками черты оседлости. Великий знаток «великого и могучего» немецкий лингвист доктор Макс Фасмер даже вводит это слово (в искаженном, не в обиду господину доктору, виде) в свой «Этимологический словарь русского языка»: «балагол — еврейский тарантас… из еврейско-немецкого (г-н доктор имеет в виду идиш, — Л.М.) balagole —“кучер”». Впрочем, мы совсем не стремимся злорадно указать на ошибки д-ра Фасмера, мы приводим его определение лишь для того, чтобы подчеркнуть, насколько прочно еврей-возница, балагула, вошел в быт русского (и, того более, украинского и белорусского) народа. До того прочно, что имя его даже обогатило язык.

Понятно, что к числу местечковой интеллигенции балагула не относился, однако место его в социальной, так сказать, иерархии было не таким уж и низким. Дело его было надежным, владеть нужно было, по крайней мере, одной лошадью (кляча не кляча, а дорогой скот!), фургоном и прочим, прочим, прочим. Короче говоря, отнюдь не капцан, хотя, конечно, и не вот тебе грамотей.

Среди еврейских ремесел, перечисляемых в Польше и Великом княжестве Литовском, заметное место занимает гужевой транспорт. Причем, конкуренции христианам евреи здесь не составляли. У крепостных крестьян возможности заниматься извозом просто не было: никто бы их с предназначенного для них места и не отпустил, а лошадка потребна была для работы в поле. У еврея же, вольного сына степей между двумя–тремя местечками, вопроса о личной зависимости не было. Правда, при этом и поля и вообще клочка земли у него тоже не было, но, в данном случае, это шло только на пользу промыслу.

Кроме того, было еще одно обстоятельство: еврей-балагула всегда был очень точен и не забывал своих обязательств по случаю, скажем, загула, запоя и т. д. Мы, конечно же, не хотим этим бросить камень в огород крестьян и мещан: пили они, естественно, от тяжелой доли, но, увы, пили, а вот заказчика перевозки груза или пассажира тяжесть этой самой доли не интересовала — следовало быть в срок в нужном месте. Будем объективными до конца: среди евреев балагулы слыли пьяницами, но это был… как бы это поточнее выразиться… а ид а шикер: продрогнет в дороге — ну и пропустит стаканчик в корчме, но не больше ж …

У балагул выработался своеобразный песенный фольклор — о балагульской доле, о том, как едет он по степи и напевает песенку, в которой главные слова: «ай-до ун вьё-о!» — то есть «н-но! пшла, родимая!». От многих часов одиночества развивались мыслительные способности, что даже вошло в анекдоты. Вот один из них. Но чтобы его понять, надо помнить, что стать балагулой любой-каждый шлепер не мог. Надо было быть принятым в цех балагул. А проверяли кандидата тамошние старшины-специалисты со всех сторон. И про коней, и про корм, и про сбрую спросят. И про религию, разумеется…

Итак, поступает один парень в сообщество балагул, и спрашивают его обо всем, и он лихо на все отвечает. Тут ему задают очень важный вопрос:

— Вот едешь ты у степу у пятницу, и сломалась у тебя оглобля. А уже скоро звезда на небе появится, а у тебя седок — еврей, и надо ему быть у синагоге. Что ты сделаешь?

— Я сниму с себя ремень, а мало — так и рубашку, а мало — так и еще чего, и свяжу оглоблю, и довезу я еврея до дому, чтобы он успел у синагогу, и я чтобы успел у синагогу...

— Э-э, — говорят ему, — а как ничего не поможет?

Кандидат в балагулы подумал немного и говорит:

— Тогда-таки плохо…

Старейшины посоветовались и решили: «Принять! А клугер бохер! Умный парень!».

Кстати, в тех местах и местечках, где балагул было много, они предпочитали строить свою собственную молельню — и помолишься, и хороший совет в гужевой сфере получишь.

От балагул произошли фурманы и ломовики-биндюжники. Особенно много было их в Одессе. Как вы помните из Бабеля, именно там Мендель Крик, отец Бени, слыл среди коллег-бидюжников грубияном. Остальные, очевидно, были людьми благовоспитанными…

Циклоп
07.12.2014, 22:22
Так а в чем,собственно,разница?И там и там извозчик.

Август
07.12.2014, 22:39
Так а в чем,собственно,разница?И там и там извозчик.

Грузовой извоз версус пассажирского.

Таксист версус водителя фуры.

Экий ты...:)