PDA

Просмотр полной версии : Кто убил Бориса и Глеба?


mumu-and-gerasim
04.01.2015, 13:35
:wacko1:
Святополк Окаянный или Ярослав Хромой? ( Мудрый )

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 13:39
http://www.vladregion.info/articles/kto-ubil-knyazei-borisa-i-gleba

Незадолго до своей кончины Владимир Святославич заподозрил приемного сына Святополка в измене. Скорее всего, последний действительно собирался расправиться, наконец, с виновником расправы со своей настоящей семьей. Но хитрый и опытный в интригах старый князь вовремя узнал о заговоре. Святополка, и его жену — дочь польского короля (на ней Святополк женился по настоянию великого князя Владимира) отправили в тюрьму. Любопытно, что в то же время против Владимира Святославича восстал и его родной сын Ярослав, правивший в Новгороде — будущий Мудрый. И это было неудивительно, ибо он был сыном той самой несчастной Рогнеды!
Но в 1015 году Владимир Святославич, собравший войско для войны с Ярославом и не успев решить судьбу Святополка, скоропостижно скончался. Киевская дружина и население тогдашней столицы сделали Киевским князем любимца отца князя Бориса Владимировича. Князь Борис, будучи одним из младших сыновей Владимира, стал первым удельным правителем Залесской земли, центрами которой являлись города Ростов и Суздаль. Территория нынешней Владимирской области целиком входила в удел князя Бориса. Нового правителя полностью поддержал его родной брат Глеб (у них с Борисом была и общая мать, отнюдь не Рогнеда), который княжил в соседнем Муроме. Он двинулся на помощь со своей дружиной, но не успел соединиться с Борисом.
Ярослав Мудрый (в некоторых источниках говорится, что он первоначально получил Ростов и суздальскую землю, которую потом Владимир Святославич передал Борису, это могло стать еще одним поводом для вражды) с новгородским войском двинулся против Бориса и одолел его. Призвав печенегов — исконных врагов Руси, Борис осадил Киев, во время обороны которого Ярослав был ранен (он потом хромал до самой смерти). Желая избавиться от опасного соперника, Ярослав подослал к Борису варягов-убийц. Посланные киевским князем варяги расправились и с направлявшимся в Киев князем Глебом. Тогда же неизвестные убийцы расправились еще с одним из сыновей Владимира Святого — пытавшимся бежать в Чехию князем Святославом Древлянским.
И только после этого в 1018 году против Ярослава при поддержке своего тестя польского короля Болеслава двинулся Святополк. В состоявшейся битве Ярослав Мудрый был разбит наголову и бежал в Новгород. Святополк и Болеслав заняли Киев, в котором захватили в плен мать Ярослава и 8 его родных сестер. При этом как минимум две княжны подверглись жестокому насилию, но мудрый брат фактически бросил их на произвол судьбы.
После того, как польское войско покинуло Русь, Ярослав с новыми силами подступил к Киеву. На этот раз военное счастье оказалось на его стороне. В 1019 году Святополк был разбит и, по-видимому, смертельно ранен.
Спустя два года, в 1021-м, дабы обелить себя в глазах современников и потомков, Ярослав (не зря прозванный Мудрым) инициировал торжественные похороны Бориса и Глеба в великокняжеской резиденции Вышгород под Киевом, где они были погребены в храме, воздвигнутом в их честь. Виновником их смерти объявили побежденного и уже умершего к тому времени Святополка, посмертно прозванного Окаянным, благо тот уже возразить и рассказать правду не мог. Тогда же родилась официальная версия, согласно которой Ярослав воевал со Святополком исключительно ради того, чтобы отомстить за любимых братьев. Кстати, Святополка назвали и убийцей Святослава Древлянского, но его канонизировать не стали, так как лишили жизни этого правителя за пределами Руси, и данное происшествие осталось в Киеве практически не замеченным.
Так родилась легенда о злодее Святополке Окаянном и братолюбивом Ярославе Мудром. Можно добавить, что с уцелевшими после той давней резни братьями Ярослав тоже поступал не слишком по-родственному. К примеру, псковского князя Судислава Владимировича он заключил в темницу, где тот просидел более 30 лет вплоть до кончины Ярослава.
А в 1024 году против Ярослава началось восстание в Суздале. Не исключено, что так население бывшего удела князя Бориса пыталось бороться с его убийцей. Ярослав Мудрый спешно двинулся в суздальскую землю и жестоко расправился с «мятежниками».
Но на него с юга в том же году двинулся последний из оставшихся в живых, не считая Судислава, сыновей Владимира Святого князь Мстислав Тмутараканский. Прославленный воин и полководец не верил в вину Святополка и с самого начала не признавал власть Ярослава. Он разгромил узурпатора, который вновь уже в который раз бежал в Новгород. Однако обладавший широтой души Мстислав не стал добивать поверженного брата, предложив ему половину Киевской Руси вместе с Киевом, взяв себе Чернигов и Переяславль-Русский. Такое двоевластие продолжалось до 1036 года, когда Мстислав неожиданно погиб на охоте.
Смерть его была темной, поэтому не исключено, что верный предшествующей практике Ярослав подослал убийц к последнему из соперников. После этого, кроме томящегося в тюрьме Судислава, живых сыновей Владимира Святого не осталось. А летописцы перелицевали тексты самым выигрышным для их патрона образом, сделав его Мудрым на все последующие века.

Reitarou
04.01.2015, 13:47
Ярослав никогда не вызывал у меня доверия. http://s20.rimg.info/6b09a38b84f42e6589db0a9a10aaec0e.gif

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 13:58
Ярослав никогда не вызывал у меня доверия. http://s20.rimg.info/6b09a38b84f42e6589db0a9a10aaec0e.gif
Я когда-то кусочек этой "саги Эймунда" читал. Там его звали "Ярицлейв" , а Бориса - Бурицлейв. И там викинги хвастались тем как грохнули "Бурицлейва". Им тогда "Ярицлейв" сказал примерно так: "Не могу я вам приказать убить брата своего - но если с ним что-нибудь случится , то на всё воля богов!".

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 14:05
Ну , официальная "про-романовская" версия - у неё тоже кое-какие основания есть:

Сюжет данного исторического происшествия чаще всего передается так: после кончины святого равноапостольного князя Владимира Святославича в 1015 году за власть в Киевском великом княжестве стали бороться его многочисленные сыновья. Один из них, Святополк, желая получить престол отца, решил расправиться с потенциальными конкурентами в лице родных братьев. Он подослал убийц к находившемуся в Киеве князю Борису и отправил других убийц к ничего не подозревавшему князю Глебу. Однако столь гнусная расправа над братьями вызвала возмущение киевлян. Еще один из сыновей князя Владимира Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым, собрал войско и разбил преступного брата. Святополк вновь овладел Киевом при помощи польского войска, но Ярослав опять его победил и изгнал окончательно. После этого прозванный Окаянным за свои злодеяния Святополк сгинул неведомо где.
Подобный рассказ, составленный много лет спустя после описываемых событий, был вставлен в более древние летописи. Русских записок современников о событиях 1015 года не сохранилось. ( умели тогда убирать свидетелей )

http://www.vladregion.info/articles/kto-ubil-knyazei-borisa-i-gleba/

COCED
04.01.2015, 14:07
Ну, прям, скорпионы в банке. Как жить?! Уже тогда, поди, желающих эмигрировать сколько было...

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 14:08
Ну, прям, скорпионы в банке. Как жить?! Уже тогда, поди, желающих эмигрировать сколько было...
Да - всякие там "вещие Олеги" и прочие Святославы - то в Хазарию , то в Византию....*смешно*

Reitarou
04.01.2015, 14:22
Ярослав Мудрый - это тот, которого Мстислав черниговский то ли замочил, то ли победил?

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 14:24
Ярослав Мудрый - это тот, которого Мстислав черниговский то ли замочил, то ли победил?
Ярослав как раз всех своих конкурентов сделал - пусть и довольно грязными методами.

COCED
04.01.2015, 14:25
Мстительный Мстислав мстил яростному Ярославу

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 14:28
Мстительный Мстислав мстил яростному Ярославу
там забавная закономерность - чем сволочнее при жизни , тем благочестивее после смерти.

Reitarou
04.01.2015, 14:34
там забавная закономерность - чем сволочнее при жизни , тем благочестивее после смерти.

Невский, кажется, тот еще фрукт был?

COCED
04.01.2015, 14:37
Невский, кажется, тот еще фрукт был?

Не , какой фрукт , в ленинграде холодно было

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 14:41
Невский, кажется, тот еще фрукт был?
все они там фрукты.
А в "канонической версии убийства Бориса и Глеба" тоже есть некоторое садисткое очарование ведь:

http://diletant.ru/articles/19437108/?sphrase_id=1075536

Посланники Святополка явились к шатру Бориса в ночь на 6 августа (по новому стилю) и услышали пение псалмов. Убийцы решили дождаться, пока их жертва уснёт, после чего ворвались в шатёр и пронзили Бориса копьями. Первым скончался слуга князя венгр Георгий, который собственным телом попытался защитить господина. Ещё живого, убийцы завернули Бориса в шатёрное полотно и повезли в Киев. Однако Святополк, узнав о том, что брат был только ранен, послал им навстречу ещё двоих варягов, которые и добили несчастного Бориса. Его тело было тайно вывезено в Вышгород и погребено в церкви святого Василия.


Посланники Святополка явились к Глебу в сентябре 1015 года. Они приказали зарезать князя его собственному повару, что тот и сделал. Убитого погребли здесь же, на берегу Днепра, в простом гробу из двух выдолбленных брёвен. Только спустя четыре года, когда престол занял Ярослав, тело Глеба было отыскано. Его перевезли в Вышгород и похоронили рядом с братом Борисом в церкви Святого Василия.

Reitarou
04.01.2015, 14:46
А венгр там откуда взялся?!

COCED
04.01.2015, 14:47
Венгр - политический, в 56-м бежал

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 14:51
А венгр там откуда взялся?!
а Сварог их знает! ( эти "канонические тексты" ведь много раз переписывали и не совсем на трезвую голову ). Правда между "русскими" и "половецкими" князьями существовали "династические браки" по поводу заключения очередного "вечного мира" , например. А половцы и в сторону Венгрии мигрировали - им потом в Пуште даже поселиться разрешили ( то ли король Бэла , то ли чуть раньше )

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 14:53
Венгр - политический, в 56-м бежал
Мне там с поваром понравилось - повар как раз мясо профессионально разделывал.

omsdon
04.01.2015, 18:49
Ярослав как раз всех своих конкурентов сделал - пусть и довольно грязными методами.

Потому и прозвали мудрым, а не чистоплотным.

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 19:02
Потому и прозвали мудрым, а не чистоплотным.
"мудрым" его намного позже лизоблюды-летописс-цы прозвали. А тогда его называли почти как это было принято среди викингов - Ярослав Хромой.
*смешно*

Август
04.01.2015, 19:20
"мудрым" его намного позже лизоблюды-летописс-цы прозвали. А тогда его называли почти как это было принято среди викингов - Ярослав Хромой.
*смешно*

Мудрый, бля..мудрее не придумаешь. Раздробил Киевскую Русь, агент Госдепа.:dash2:

Зигги
04.01.2015, 19:26
Кто грохнул Бориса и Глеба?

не я!

Август
04.01.2015, 19:30
не я!

Алиби можешь предоставить? :)

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 19:31
Мудрый, бля..мудрее не придумаешь. Раздробил Киевскую Русь, агент Госдепа.:dash2:
Кстати , а где тогда был Госдеп - в Дамаске или в Багдаде ? *смешно*

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 19:33
не я!
проверить надо бы. Там какой-то германский монах какие-то мемуары умудрился оставить. 88882

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 19:36
Алиби можешь предоставить? :)
Никакой гарантии того , что он не стукнул веслом по башке несчастного Глеба или Бориса. :crazy:
( или вообще кому-то из них разбил о черепушку амфору с фалернским )

Зигги
04.01.2015, 19:54
Алиби можешь предоставить?
могу
я тогда в испании оддыхал
билеты и счета из отеля сохранились.

Август
04.01.2015, 19:57
могу
я тогда в испании оддыхал
билеты и счета из отеля сохранились.

значит, не ты.

Что ж, будем искать, будем искать../ц/ :)

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 20:02
могу
я тогда в испании оддыхал
билеты и счета из отеля сохранились.
викинги тогда и в Испанию плавали. А билеты и счета - тогда это очень легко было устроить. :crazy:

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 20:03
значит, не ты.
:)
Ничего ещё не ясно. Он мог сбежать в Испанию ( в Кордову ) после совершения деяния.

Зигги
04.01.2015, 20:07
викинги тогда и в Испанию плавали
это норвежские
датские плавали на русь

а я даже и не викинг совсем.



тогда это очень легко было устроить.
вот вы сами сперва попробуйте себе устроить двухместный номер в гостиннице в Севилье в 10 в.
и попробуйте полёт организуйте по ганзейским авиалиниям.

вот когда организуете. тогда и будете говорить про "очень легко"

Зигги
04.01.2015, 20:09
после совершения деяния.
какого?
Бориса или Глеба?
или Святополка?
или Мстислава?

при всей моей трудоголичности .................. - это же лет 15 без отпуска.

Digest
04.01.2015, 20:09
Да, длинная рука МЖМЗ...

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 20:36
какого?
Бориса или Глеба?
или Святополка?
или Мстислава?

при всей моей трудоголичности .................. - это же лет 15 без отпуска.
Только Бориса и Глеба. При всей хронической трудоголичности не так уж и трудно за месяц управиться. :angel:
( и сбежать в Кордову )

Зигги
04.01.2015, 20:39
не так уж и трудно за месяц управиться
мне трудно
особенно из испании

вы так и не объяснили кем вы меня считаете - монахом или викингом?

какой-то германский монах какие-то мемуары
викинги тогда и в Испанию плавали

потому что быть и викингом и монахом одновременно - нереально.

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 20:43
потому что быть и викингом и монахом одновременно - нереально.
одновременно - нереально , но по очереди можно. Викинги умудрялись крещение раз по десять принимать ( и даже чаще ).
:angel:

Digest
04.01.2015, 20:47
вы так и не объяснили кем вы меня считаете - монахом или викингом?

Агентом Госдепа. Князей русских грохнул? Видимо грохнул, алиби дырявое. А под какой личиной был - без значения*пардон*

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 20:47
это норвежские
датские плавали на русь

а я даже и не викинг совсем.


вот вы сами сперва попробуйте себе устроить двухместный номер в гостиннице в Севилье в 10 в.
и попробуйте полёт организуйте по ганзейским авиалиниям.

вот когда организуете. тогда и будете говорить про "очень легко"
Ну вот - к Вам уже начинает потихоньку возвращаться память. А мы ещё даже инструменты для "проведения дознания" ещё не приготовили. *смешно*

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 20:48
Агентом Госдепа. Князей русских грохнул? Видимо грохнул, алиби дырявое. А под какой личиной был - без значения*пардон*
Да - алиби очень дырявое. И эта история с поваром , которому поручили ... , ведь тоже внушает серьёзные подозрения.

Зигги
04.01.2015, 22:44
Князей русских грохнул?
кто?

каких русских?
детей скандинава и "грекини"?

алиби дырявое.
вот не надо - вы в севилье были?
алиби проверяли?

Вам уже начинает потихоньку возвращаться память
она и не исчезала
вы меня старого путешественника на понт не возьмёте - не был, не видел\. не знаю, был в отпуске в испании.
свидетелей 6 человек.
трое - проверенные россияне со штампом
трое НАТО-вцы со стажем.

билеты и гостиничные счета имеются.

привратника в отеле зовут Хозе
уборщица - Мария, родом с канарских островов
официант в ресторане - Луис.
в соседнем ресторане - Педро.

и все меня сразу узнают.

а теперь попробуйте докажите обратное.

mumu-and-gerasim
04.01.2015, 23:40
а теперь попробуйте докажите обратное.
Мы будем действовать в лучших средневековых традициях - Сам факт вашей попытки оправдаться является косвенным признанием вины. ( невиновному не в чем оправдываться ).
С этого момента в средние века можно было применять пытки. :wacko1:

Зигги
05.01.2015, 09:20
невиновному не в чем оправдываться
я и не оправдываюсь

Просто выложил свои карты на стол (сколько их там в рукаве - вам знать ни к чему)
теперь - ваши карты

С этого момента в средние века можно было применять пытки.

это ещё кто кого пытать будет :)
я конечно в этот момент буду на Малайском архипелаге. :)

Всеволод
05.01.2015, 09:26
Кстати , а где тогда был Госдеп - в Дамаске или в Багдаде ? *смешно*

В Константинополе.

mumu-and-gerasim
05.01.2015, 17:01
я и не оправдываюсь

Просто выложил свои карты на стол . :)
Кстати , гридни тогда обыскали этого "венгра Георгия" и нашли у него колоду карт Таро.
:angel:

mumu-and-gerasim
05.01.2015, 17:02
В Константинополе.
Тогда уже актуальнее Дамаск был. :yahoo:

Зигги
05.01.2015, 21:20
гридни тогда обыскали этого "венгра Георгия" и нашли у него колоду карт Таро.
гривну золотую они у него с шеи сняли
вместе с головой

"при описании убийства князя Бориса приспешниками его единокровного брата Святополка Окаянного, упоминается его любимый "отрок, родом угрин" (т. е. венгр), именем Георгий. Борис "возложил" на Георгия изготовленное для него золотое ожерелье, потому что любил его "паче меры". Когда убийцы пронзили Бориса мечами, Георгий "повергся" на его тело, говоря: "Да не остану тебя, господин мой драгый! Да идеже красота тела твоего увядаетъ, ту и азъ съподобленъ буду животъ свой съконьчати". После такого заявления Георгия закололи и выбросили из шатра. Позже убийцы не смогли справиться с застежкой золотого ожерелья, подаренного Борисом Георгию, и, чтобы им завладеть, отсекли голову Георгия и забросили ее так далеко, что нельзя было воссоединить ее телом для христианского погребения."

короче - святополк уже тогда начал борьбу с пидерастией.

mumu-and-gerasim
05.01.2015, 21:45
гривну золотую они у него с шеи сняли
вместе с головой

"при описании убийства князя Бориса приспешниками его единокровного брата Святополка Окаянного, упоминается его любимый "отрок, родом угрин" (т. е. венгр), именем Георгий. Борис "возложил" на Георгия изготовленное для него золотое ожерелье, потому что любил его "паче меры". Когда убийцы пронзили Бориса мечами, Георгий "повергся" на его тело, говоря: "Да не остану тебя, господин мой драгый! Да идеже красота тела твоего увядаетъ, ту и азъ съподобленъ буду животъ свой съконьчати". После такого заявления Георгия закололи и выбросили из шатра. Позже убийцы не смогли справиться с застежкой золотого ожерелья, подаренного Борисом Георгию, и, чтобы им завладеть, отсекли голову Георгия и забросили ее так далеко, что нельзя было воссоединить ее телом для христианского погребения."

короче - святополк уже тогда начал борьбу с пидерастией.
а кто меч у Андрея Боголюбского похитил?

Зигги
05.01.2015, 21:46
а кто меч у Андрея Боголюбского похитил?
какой?
у него их несколько было.

Август
05.01.2015, 21:52
В общем, я Зигги верю, что это сделал не он.

Зовут его не Святополк и не Ярослав, а совсем по-другому..:)

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:07
значит, не ты.

Что ж, будем искать, будем искать../ц/ :)
Он! ( он даже знает сколько мечей у Андрея Боголюбского было! )
:angel:

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:08
В общем, я Зигги верю, что это сделал не он.

Зовут его не Святополк и не Ярослав, а совсем по-другому..:)
Я всё больше подозреваю , что Зигги в этом славном деле как-то участвовал.
( или по крайней мере туда инвестировал - и менял гривны на флорины-цехины-солиды-дирхемы по какому-нибудь льготному курсу )
88882

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:31
http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm

Но как же быть, господин, если мы доберемся до конунга, — убить его или нет? Ведь никогда не будет конца раздорам, пока вы оба живы». Конунг отвечает: «Не стану я ни побуждать людей к бою с Бурицлавом конунгом, ни винить, если он будет убит». Разошлись они все по своим домам, и не собирали войска, и не готовили снаряжения. И всем людям казалось странным, что меньше всего готовятся, когда надвигается такая опасность. А немного спустя узнают они о Бурицлаве, что он пришел в Гардарики с большой ратью и многими злыми народами. Эймунд делал вид, будто не знает, как обстоит дело, и не узнавал. Многие говорили, что он не решится бороться с Бурицлавом.
.....

Ярицлейв послал зов на войну по всей своей земле, и приходит к нему большая рать бондов. После этого Эймунд конунг посылает своих людей в лес и велит рубить деревья и везти в город, и поставить по стенам его. Он велел повернуть ветви каждого дерева от города так, чтобы нельзя было стрелять вверх в город. Еще велел он выкопать большой ров возле города и ввести в него воду, а после того — наложить сверху деревья и устроить так, чтобы не было видно и будто земля цела. А когда эта работа была кончена, узнали они о Бурицлаве конунге, что он пришел в Гардарики и направляется туда, к городу, где стояли конунги. Эймунд конунг и его товарищи также сильно укрепили двое городских ворот и собирались там защищать [город], а также и уйти, если бы пришлось. И вечером, когда наутро ждали рать [Бурицлава], велел Эймунд конунг женщинам выйти на городские стены со всеми своими драгоценностями и насадить на шесты толстые золотые кольца, чтобы их как нельзя лучше было видно. «Думаю я, — говорит он, — что бьярмы жадны до драгоценностей и поедут быстро и смело к городу, когда солнце будет светить на золото и на парчу, тканую золотом». Сделали так, как он велел[33] (http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm#_edn33). Бурицлав выступил из лесу со своей ратью и подошел к городу, и видят они всю красоту в нем, и думают, что хорошо, что не шло перед ними никаких слухов. Подъезжают они быстро и храбро и не замечают [рва]. Много людей упало в ров и погибло там. А Бурицлав конунг был дальше в войске, и увидел он тогда эту беду. Он сказал так: «Может быть, нам здесь так же трудно нападать, как мы и думали; это норманны такие ловкие и находчивые». Стал он думать — где лучше нападать, и уже исчезла вся красота, что была показана. Увидел он тогда, что все городские ворота заперты, кроме двух, но и в них войти нелегко, потому что они хорошо укреплены и там много людей. Сразу же раздался боевой клич, и городские люди были готовы к бою. Каждый из конунгов, Ярицлейв и Эймунд, был у своих городских ворот. Начался жестокий бой, и с обеих сторон пало много народу. Там, где стоял Ярицлейв конунг, был такой сильный натиск, что [враги] вошли в те ворота, которые он защищал, и конунг был тяжело ранен в ногу[34] (http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm#_edn34). Много там погибло людей, раньше чем были захвачены городские ворота. Тогда сказал Эймунд конунг: «Плохо наше дело, раз конунг наш ранен. Они убили у нас много людей и вошли в город. Делай теперь, как хочешь, Рагнар, — сказал он, — защищай эти ворота или иди вместе с нашим конунгом и помоги ему». Рагнар отвечает: «Я останусь здесь, а ты иди к конунгу, потому что там нужен совет». Пошел Эймунд тогда с большим отрядом и увидел, что бьярмы уже вошли в город. Он сразу же сильно ударил на них, и им пришлось плохо. Убили они тут много людей у Бурицлава конунга. Эймунд храбро бросается на них и ободряет своих людей, и никогда еще такой жестокий бой не длился так долго. И побежали из города все бьярмы, которые еще уцелели, и бежит теперь Бурицлав конунг с большой потерей людей. А Эймунд и его люди гнались за беглецами до леса и убили знаменщика конунга, и снова был слух, что конунг пал, и можно теперь было хвалиться великой победой. Эймунд конунг очень прославился в этом бою, и стало теперь мирно. Были они в великой чести у конунга, и ценил их всякий в той стране, но жалование шло плохо, и трудно было его получить, так что оно не уплачивалось по договору.
....
Эймунд конунг разделил своих мужей; шесть человек оставил в лесу, чтобы они стерегли коней и были готовы, если скоро понадобится выступить. Пошел тогда Эймунд с товарищами, всего шесть человек, по просеке к шатрам, и казалось им, что трудностей нет. Тогда сказал Эймунд: «Рёгнвальд и Бьёрн, и исландцы пусть идут к дереву, которое мы согнули». Он дает каждому в руки боевой топор. «Вы — мужи, которые умеют наносить тяжелые удары, хорошо пользуйтесь этим теперь, когда это нужно». Они идут туда, где ветви были согнуты вниз, и еще сказал Эймунд конунг: «Здесь пусть стоит третий, на пути к просеке, и делает только одно — держит веревку в руке и отпустит ее, когда мы потянем ее за другой конец. И когда мы устроим все так, как хотим, пусть он ударит топорищем по веревке, как я назначил. А тот, кто держит веревку, узнает, дрогнула ли она от того, что мы ее двинули, или от удара. Мы подадим тот знак, какой надо, — от него все зависит, если счастье нам поможет, и тогда пусть тот скажет, кто держит веревку, и рубит ветви дерева, и оно быстро и сильно выпрямится». Сделали они так, как им было сказано. Бьёрн идет с Эймундом конунгом и Рагнаром, и подходят они к шатру, и завязывают петлю на веревке, и надевают на древко копья, и накидывают на флюгер, который был наверху на шесте в шатре конунга, и поднялась она до шара, и было все сделано тихо. А люди крепко спали во всех шатрах, потому что они устали от похода и были сильно пьяны. И когда это было сделано, они тянут за концы и укорачивают тем самым веревку, и стали советоваться. Эймунд конунг подходит поближе к шатру конунга и не хочет быть вдали, когда шатер будет сорван. По веревке был дан удар, и замечает тот, кто ее держит, что она дрогнула. Говорит об этом тем, кто должен был рубить, и стали они рубить дерево, и оно быстро выпрямляется и срывает весь шатер конунга, и [закидывает его] далеко в лес. Все огни сразу погасли.
Эймунд конунг хорошо заметил вечером, где лежит в шатре конунг, идет он сразу туда и сразу же убивает конунга и многих других[38] (http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm#_edn38). Он взял с собой голову Бурицлава конунга. Бежит он в лес и его мужи, и их не нашли. Стало страшно тем, кто остался из мужей Бурицлава конунга при этом великом событии, а Эймунд конунг и его товарищи уехали, и вернулись они домой рано утром[39] (http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm#_edn39). И идет Эймунд к Ярицлейву конунгу и рассказывает ему всю правду о гибели Бурицлава. «Теперь посмотрите на голову, господин, — узнаете ли ее?» Конунг краснеет, увидя голову[40] (http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm#_edn40). Эймунд сказал: «Это мы, норманны, сделали это смелое дело, господин; позаботьтесь теперь о том, чтобы тело вашего брата было хорошо, с почетом, похоронено». Ярицлейв конунг отвечает: «Вы поспешно решили и сделали это дело, близкое нам: вы должны позаботиться о его погребении. А что будут делать те, кто шли с ним?» Эймунд отвечает: «Думаю, что они соберут тинг и будут подозревать друг друга в этом деле, потому что они не видели нас, и разойдутся они в несогласии, и ни один не станет верить другому и не пойдет с ним вместе, и думаю я, что не многие из этих людей станут обряжать своего конунга». Выехали норманны из города и ехали тем же путем по лесу, пока не прибыли к стану. И было так, как думал Эймунд конунг, — все войско Бурицлава конунга ушло и разошлось в несогласии. И едет Эймунд конунг на просеку, а там лежало тело конунга, и никого возле него не было. Они обрядили его и приложили голову к телу, и повезли домой. О погребении его знали многие[41] (http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm#_edn41). Весь народ в стране пошел под руку Ярицлейва конунга и поклялся клятвами, и стал он конунгом над тем княжеством, которое они раньше держали вдвоем.

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:41
http://www.ae-lib.org.ua/texts-c/_eymundar_saga__ru.htm

Эймунд конунг ушел от Ярицлейва к его брату

Прошли лето и зима, ничего не случилось, и опять не выплачивалось жалованье. Некоторые открыто говорили конунгу, что много можно вспомнить о братоубийстве, и говорили, что норманны теперь кажутся выше конунга. И настал день, когда должно было выплатить жалованье, и идут они в дом конунга. Он хорошо приветствует их и спрашивает, чего они хотят так рано утром. Эймунд конунг отвечает: «Может быть, вам, господин, больше не нужна наша помощь, уплатите теперь сполна то жалованье, которое нам полагается». Конунг сказал: «Многое сделалось от того, что вы сюда пришли». «Это правда, господин, — говорит Эймунд, — потому что ты давно был бы изгнан и лишился власти, если бы не воспользовался нами. А что до гибели брата твоего, то дело обстоит теперь так же, как тогда, когда ты согласился на это». Конунг сказал: «На чем же вы теперь порешите?» Эймунд отвечает: «На том, чего тебе менее всего хочется». «Этого я не знаю», — говорит конунг. Эймунд отвечает: «А я знаю наверное — менее всего тебе хочется, чтобы мы ушли к Вартилаву конунгу, брату твоему, но мы все же поедем туда и сделаем для него все, что можем, а теперь будь здоров, господин». Они быстро уходят к своим кораблям, которые были уже совсем готовы. Ярицлейв конунг сказал: «Быстро они ушли и не по нашей воле». Княгиня отвечает: «Если вы с Эймундом конунгом будете делить все дела, то это пойдет к тому, что вам с ним будет тяжело». Конунг сказал: «Хорошее было бы дело, если бы их убрать». Княгиня отвечает: «До того еще будет вам от них какое-нибудь бесчестие».

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:50
http://kemenkiri.narod.ru/Pro_Eimunda.htm

Всё пергамент стерпит, не бумага,
А работа писчая – не волк.
Сказывайся, Эймундова сага,
Бойся, окаянный Святополк!

Мы твою погибель не оплачем
И родных о ней не известим.
Мы тебя придумаем иначе,
Но уж за несходство – отомстим!

:angel:


Новгород. Резиденция князя (впоследствии известная как «Ярославово Дворище»). На первом плане за обширным столом, заваленным всяческим государственным делопроизводством (на бересте и вощеных дощечках) сидит Ярослав, методично разбираясь в этой куче.
В глубине сцены, за другим столом Ингигерд читает основательного вида пергаментную книгу, время от времени делая выписки.
Входят Эймунд и Рагнар.

Эймунд (с неглубоким поклоном): Доброго дня тебе, добрый конунг!
Рагнар (наклоняя голову): …Ярицлейв.

Ярослав (с явным интересом поднимая голову от «бумаг»): И вам доброго дня! Мы вчера славно попировали…
Эймунд (глубокомысленно потирая лоб): Да…
(По нему – единственному из присутствующих – невооруженным глазом заметно, что пировал он вчера от души. Рагнар разве что несколько мрачен).
Ярослав: …и вы много рассказали мне о ваших землях…
Ирина (поднимая голову от чтения, радушно, но, кажется, чуть ехидно): …и о конунге Олаве… Норвежском.
Эймунд: Да, конунг Олав – великий воин и мой побратим!
Ярослав: … да-да, вы говорили, вы мне много рассказали о нем… Только так и не сказали – с каким же поручением он прислал вас ко мне?

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:52
Замешательство в рядах скандинавов.

Эймунд: Э…. Хм… Мы… Мы сами приплыли! Не посылал он нас. Он…
Ярослав (с подозрением): Да?
Рагнар: Мы… мы прибыли, чтобы помочь тебе, конунг.
Ярослав: Помочь?
Рагнар: Мы слышали, конунг, что твои братья желают забрать у тебя часть владений…
Ярослав (сухо): Что-то вроде того.
Рагнар: …и мы хотели бы помочь тебе, ведь с нами на кораблях хорошая дружина, и мы…
Эймунд: …в общем, нас немного изгнали. Ну… то есть мы сами уплыли, пока нас не изгнали. (После озвучивания этой мысли ему заметно легчает). Прими нас на службу к себе, конунг!
Ярослав: Почему?
Эймунд (несколько опешив, объясняет очевидное для него самого): Раз и твои родичи стали тебе врагами, мы будем верно служить тебе и сражаться против них, защищая твои владения! …Ну, или, если ты не пожелаешь, мы будем сражаться на их стороне. И защищать их земли…
Ярослав (помолчав): Нет, пожалуй, мне нужна ваша служба… И за какую же цену?
Эймунд (продолжает с радостным напором, загибает пальцы): Ну, во-первых, дом для нас и нашей дружины, во-вторых, припасы для всех нас…

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:53
Ярослав (быстро вклиниваясь): Согласен.
Однако Эймунд продолжает: …а еще – платить серебром всем нашим воинам, а рулевому еще и прибавить, как положено, и…
Ярослав: …да у меня столько серебра нет!
Эймунд: Нееет? (его озаряет) Ты не беспокойся, конунг, тогда мы возьмем не серебром – возьмем бобрами, соболями там – у тебя ведь много соболей в твоей земле? – еще что-нибудь добудем в твоей стране… (в ответ на подозрительный взгляд Ярослава) …если война будет. А если не будет – не добудем. Но соболи и бобры-то будут?
Ярослав: Будут. Если не случится неурожай… на бобров. Или на тех, кто пойдет их ловить… Или на тех, кто пойдет дань собирать…
Рагнар: Ну так что же, конунг?
Ярослав: Я согласен. Эти (упор на слово) условия меня устраивают. На 12 месяцев, так ведь у вас обычно делают?
Эймунд: Именно! По рукам, конунг! (С размаху пытается ударить по руке Ярослава, тот руку не особенно подставляет, да и Эймунд, промахнувшись, попадает по столешнице. Потирая руку) Ты не пожалеешь, что принял нас! Главное – плати нам по заслугам!

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:53
Собираются уходить. На лице у Эймунда, несмотря на радость, ясно читается сомнение – не прогадал ли он с платой? Когда наши герои проходят мимо Ирины, она достает откуда-то из складок одежды небольшой мешочек и вкладывает в руку Эймунда. Мешочек издает металлический «звяк». Физиономия Эймунда озаряется откровенной радостью. Когда Эймунд и Рагнар выходят, лицо ее принимает благочестивое выражение и она, сложив руки в молитвенном жесте, произносит себе под нос какую-то фразу, от которой мы слышим только окончание: «…помогать убогим».
Ярослав в это время поднимается, доходит до окна, затем обратно до стола, но не садится, а опирается руками на столешницу, глядя в сторону жены.

Ярослав: Скажи, Ирина, а твои соотечественники – они все… такие?
Ирина (безмятежно): Что ты, Ярислейф, конечно, не все! Некоторые сразу грабят…

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:54
Довольно темно. Походный лагерь из шатров. В нем происходит бой – т.е. некоторое время все беспорядочно носятся, потом становится понятно, что напавшие одолевают, а те, кто выбегает из шатров – напротив, уступают.
Наконец победители скрываются из вида, преследуя побежденных. На сцене пусто, кроме убитых – никого. Затем из одного шатра выбирается, озираясь, немолодой слуга.
Примерно тогда же на сцену вбегает Эймунд с обнаженным мечом наготове.
Эймунд (озираясь): А конунг… князь-то их где? Где князь-то?...
Слуга: Да, говорят, зарубили его варяги окаянные…
Рагнар (появляясь из-за спины Эймунда, с интересом): Точно зарубили?
Слуга (поднимает глаза на собеседников, вздрагивает): Да я что, я пошел, у меня дети дома…
(Бодро ковыляя, уходит в противоположную от появления варягов сторону. Рагнар достает из поясной сумки что-то вроде дощечки и писала и делает пометку на ней).

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:56
Год спустя после первой сцены. Княжеские покои. Диспозиция примерно та же.
Входят Эймунд и Рагнар (на этот раз явно не после пира, бодрые и деловые).

Эймунд (вроде бы учтиво): Доброго дня тебе… конунг… (Сразу переходит к делу) Так жалованье наше – где?
Ярослав (поднимает голову от «бумаг», разводит над ними руками): Так мирно было, нужды в вас не было…
Эймунд (игнорируя этот аргумент, вкрадчиво): Мы уже долго служим тебе, конунг, честно служим, а плата как-то плохо идет… мы ведь можем и другого конунга поискать, если наша помощь не нужна…
Эффект явно не тот, на который рассчитывал Эймунд.
Ярослав (охотно подхватывая мысль): Думаю, не нужна! Да и жалование ваше – форменное разорение, - в том размере, что вы его назначили…
Эймунд (о своем): Да-да, платить серебром каждому воину, а рулевому на каждом корабле еще и добавить как полагается!...
Ярослав: Вот-вот. Так что давайте-ка разорвем наш договор… (Добывает из груды на столе некий пергамент).
Рагнар (выступая вперед): Это всегда успеется, конунг. А вот знаешь ли ты точно, что брат твой умер?…
Эймунд: Да, брат твой – Бо… Бурицлейв!


Ярослава передергивает.
Рагнар: …брат, с которым ты воевал.
Ярослав (тихо, но отчетливо): Святополк. (Громче). Думаю, что умер. После того боя о нем ничего не слышно…
Эймунд: …и его, как подобает князю, конечно, похоронили с должной пышностью, и ты, конечно, знаешь, где находится его могила…
На лице Ярослава читается глубокое отсутствие интереса к местоположению святополковой могилы.
Ярослав: Не знаю.
Эймунд: …Но тебе, конунг, сообразно твоему достоинству, подобает знать о брате, который был столь же знатен, как и ты…
Ярослав (нелюбезно): А я не знаю. Может быть, ты хочешь сказать, что вы что-то знаете?
Эймунд: Да, мы знаем, мы…
Рагнар (добывая из поясной сумки ту самую дощечку): Я полагаю, что ты ошибся, Ярицлейв. По совершенно верным сведениям, этот конунг провел зиму… в Бьярмаланде, ...и уже собирает на тебя большое войско, собираясь идти сюда…
Ярослав: Да? И как же скоро он собирается сюда прийти?
Рагнар: Ну… думаю, недели через три, конунг.
Ярослав (нервно поперхнувшись, после некоторой паузы): И мне, таким образом, нужно войско, и очень скоро…
Эймунд: Да, и тебя есть наша дружина, конунг!
Ярослав: Да… есть. И мне придется…
Эймунд: …и ты можешь продлить с нами договор еще на 12 месяцев! (внимательно глядя на Ярослава) На прежних условиях, конунг!

Ярослав: Да… я согласен. (С усилием разжимает пальцы, выпуская из них тот пергамент). Идите.
Эймунд: Мы будем защищать тебя, так что не бойся!

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 13:57
Идут к выходу мимо Ирины. Эймунд смотрит на нее с надеждой. Ирина мило улыбается, Эймунд непроизвольно расплывается в улыбке в ответ… и только у выхода понимает, что кроме улыбки, он ничего не заработал. На лице появляется недоумение. Варяги уходят.
Ярослав («цитирует» с перекошенным от гнева лицом): «Не бойся»…
Ярослав сидит неподвижно. Ирина подходит к нему, становится сзади и кладет руку на плечо мужа.
Ярослав (после молчания): Бьярмаланд… Что это еще за…
Ирина: Земли на севере. Где зимой нет ничего кроме снега и ночи. И тамошних диких жителей.
Ярослав (взрываясь): Ну и что, скажи, Святополку было делать… там?
Ирина (задумчиво): Я не знаю, там или не там… И кто его собирается привести оттуда, где он сейчас… Но за войско и три недели я бы поручилась…
Ярослав (спокойнее, с усилием): Я почему-то тоже. Ну, что же…
Ирина (снова кладет руку ему на плечо): По крайней мере, они точно будут сражаться за тебя, Ярослав[1] (http://kemenkiri.narod.ru/Pro_Eimunda.htm#_ftn1). За этим они здесь и окопались…
Ярослав: И то хорошо. Но ополчение собирать нужно. Три недели – еще успеем…

http://kemenkiri.narod.ru/Pro_Eimunda.htm

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:04
http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21

Д. А. Боровков. Тайна гибели Бориса и Глеба

3.2. О чем же спорят историки?

«Прядь об Эймунде» (или «Эймундова сага») известна в отечественной историографии с начала XIX в.: на ее сходство с летописями обратил внимание еще Н. М. Карамзин<sup>{394}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_394). Первые переводы саги на русский язык появились в 1834 г.; сразу же она стала объектом полемики, в которой приняли участие О. И. Сенковский (один из первых переводчиков и комментаторов памятника, возводивший его к устным преданиям XI в.), П. М. Строев, М. П. Погодин.
Однако вскоре дискуссия замерла. Лишь в 1926 г. А. И. Лященко предпринял сравнительный анализ «Пряди об Эймунде» с ПВЛ и установил хронологию событий, описанных в саге, датировав их 1016–1019 гг. Этой датировки придерживались Е. А. Рыдзевская, исследовавшая образ Ярослава Мудрого в древнеисландской историографии, и В. В. Мавродин, создавший первую реконструкцию войны за наследство Владимира с использованием всего корпуса русских и иностранных источников. Общей чертой для первых исследователей проблемы, относившимся к известиям «Эймундовой саги» с разной степенью критики, было то, что они видели в «конунге Бурицлаве» собирательный образ Святополка и Болеслава Храброго.
В. В. Мавродин писал: «Интересно отметить, что в Эймундовой саге Святополк именуется Бурислейфом. Нет никакого сомнения в том, что причиной этого недоразумения является то обстоятельство, что наиболее активным лицом в развертывающихся событиях, наиболее сильным и влиятельным был тесть Святополка Болеслав, и его имя („Бурислейф“) совершенно вытеснило имя Святополка, трудное норманнам для произношения, тогда как с Болеславами, Бориславами и Буриславами они часто сталкивались на Славянском Поморье и привыкли к этому имени».


Следствием подобных умозаключений явилось представление о том, что скандинавская традиция сообщает о реальных обстоятельствах гибели Святополка. «Сага подкупает правдивостью своего рассказа. Перед нами выступают типичные наемные убийцы, договаривающиеся с князем, который, не давая прямого согласия на убийство, в то же самое время развязывает руки убийцам. Летописный же рассказ полон назидательств, нравоучений и фантастических подробностей: душевные переживания Святополка, какая-то мифическая пустыня между Чехией и Польшей.
Мы не можем согласиться с тем, что в летописи о кончине Святополка приводятся только досужие измышления монаха, а сага говорит только правду, но нельзя думать, что летописным рассказом исчерпывается вопрос о смерти Святополка»

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:05
Принципиально новый подход к проблеме был предложен в книге «Летописная статья 6523 года и ее источник» (1957), где среди прочего показана сюжетная зависимость Борисоглебского цикла от чешских легенд о св. Вацлаве-Вячеславе, послуживших агиографической моделью для «Анонимного сказания», и «Эймундовой саги». Ее автор Н. Н. Ильин скептически относился к древнерусской традиции о Борисе и Глебе, считая, что «перед нами не документальное описание исторических событий, передающее факты так, как они происходили, а тенденциозный исторический роман, где реальные события прошлого переплетаются с созданиями художественного вымысла». В то же время он отмечал: «Сага содержит много сырого исторического материала. Связь ее повествования с русскими событиями 1015–1021 гг. можно проследить на всем протяжении текста саги. Сага не всегда точно передает события и часто неверно их освещает. Как и другие, подобные ей, произведения эпоса, она сплетает вместе деятельность разных исторических лиц, собирает в одном оптическом фокусе разные исторические события, искажает их реальную перспективу. Всегда склонная преувеличивать храбрость, находчивость, ум и другие подобные качества своих героев, сага разукрашивает их деятельность наивными фантастическими подробностями, долженствующими, по понятиям среды, в которой она слагалась, оттенить их военные доблести. Но основной материал, своеобразно ею переработанный, Эймундова сага черпала из подлинной русской истории»<sup>{396}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_396).
В общих чертах концепция Н. Н. Ильина представляет комплекс из нескольких гипотез. Гипотеза I: после смерти Владимира находившемуся в заключении Святополку удалось захватить власть в Киеве буквально на три месяца. Гипотеза II: «сеча у Любца» (описанная в Эймундовой саге как первое сражение Ярицлейва с Бурицлавом) произошла не в 1016 г., а в 1015 г., поскольку ПВЛ в отличие от НIЛМ именно под этим годом сообщает о сборах Ярослава в поход, хотя само описание битвы помещено также под 1016 г.; потерпев поражение, Святополк бежал в Польшу и вернулся на Русь лишь в 1018 г. Гипотеза III: вместо битвы на Альте, о которой сообщает ПВЛ, между Святополком и Ярославом в 1019 г. произошло столкновение на Днепре, описание которого представлено в НIЛМ как битва у Любеча. Гипотеза IV: отказ от летописной хронологии и агиографической интерпретации образа Бориса позволяет предполагать, что в 1016–1018 гг. именно он был соперником Ярослава в борьбе за киевский стол и инициатором нашествия кочевников, о котором сообщаот «Эймундова сага» и ПВЛ под 1017 г. Гипотеза V: Борис был убит наемниками Эймунда по приказанию Ярослава летом 1018 г. — предания об этом отразились в сюжете о гибели Бурицлава (Бурислейфа) «Эймундовой саги», а позднее — в «Анонимном сказании».
http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:07
Н. Н. Ильин обратил внимание на то, что обстоятельства гибели Бориса в «Анонмном сказании» частично совпадают с обстоятельствами гибели Бурислейфа в саге, но полагал, что сага рассказывала не о смерти Святополка, а о смерти Бориса, тайно убитого накануне польско-русской войны 1018 г. по приказанию Ярослава, который в 1030-х гг. при содействии Церкви осуществил мистификацию, отразившуюся в памятниках Борисоглебского цикла, где гибель двух братьев была соединена в одно целое<sup>{398}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_398).

Главные выводы Н. Н. Ильина сводились к тому, что сага в основном верно передает обстоятельства, вызвавшие гибель Бориса, что подтверждается всем ходом последующих событий, завершившихся канонизацией обоих братьев; а русские предания, отрывочные и противоречивые, не знали этих обстоятельств, поэтому «Сказание» дает им искусственное объяснение, приписывая организацию убийства братьев Святополку, а выполнение — преданным последнему вышегородцам.
Между тем Н. Н. Ильин нигде не говорит, что в образе Бурицлава отразились какие-либо черты Бориса, так как подобно своим предшественникам рассматривает его как собирательный образ Святополка и Болеслава. Его конечный вывод основан только на аналогиях. Следствием этого является кардинальная переоценка политической ситуации 1015–1019 гг., когда инициатором междоусобной войны между сыновьями Владимира оказывается Ярослав — амбициозный правитель Новгорода, который сначала организовал тайное убийство соперников в борьбе за власть, а в 30-х г. XI в. при содействии Церкви осуществил мистификацию, возложив ответственность за свои действия на Святополка.

Reitarou
06.01.2015, 14:08
http://fcdn.mtbr.com/attachments/off-camber-off-topic/952948d1420471001-obsession-%85dude-enough-enough-boris-natasha.jpg

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:09
Один из первых критиков концепции Ильина В. Д. Королюк путем сопоставления ПВЛ с «Хроникой» Титмара Мерзебургского пришел к выводу, что Святополк не мог быть в 1015 г. убийцей Бориса и Глеба. Но, подчеркнул исследователь: «Это не значит, конечно, что следует принять малоубедительную и основанную на интерпретации такого сложного памятника, как „Эймундова сага“, гипотезу Н. Н. Ильина, полагавшего, что убийцей Бориса и Глеба был Ярослав Владимирович. Следует иметь в виду, что скандинавские саги — это очень сложный источник, складывавшийся на протяжении длительного времени, и поэтому опираться на их сведения при реконструкции событий политической истории слишком рискованно. Если связывать гибель этих сыновей Владимира с именем Святополка, то следует думать, что убийство их произошло гораздо позже, когда Святополк мог укрепиться с помощью Болеслава Храброго на киевском столе, т. е. в 1018–1019 гг.».

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:09
http://fcdn.mtbr.com/attachments/off-camber-off-topic/952948d1420471001-obsession-%85dude-enough-enough-boris-natasha.jpg

В. Д. Королюк допускал, что «появление двух летописных статей о столкновениях Ярослава и Святополка следует считать результатом сознательного редактирования летописного текста, предпринятого для согласования летописных известий с данными „Жития“ Бориса и Глеба, изображавших Святополка убийцей своих братьев. Неслучайно, местом битвы 1019 г. оказалась река Альта, где согласно „Житию“ погиб Борис. Именно на месте гибели мученика должен был отомстить Ярослав за его смерть. Поэтому же рассказ о действительно имевшем место сражении между Ярославом и Святополком оказался помещенным под 1016 г., так как только таким образом летописец мог наиболее убедительно доказать, что в 1015 г., когда погибли Борис и Глеб, киевским князем и их убийцей был Святополк». Таким образом, по В. Д. Королюку, в битве у Любеча «решалась судьба не Ярослава и Святополка, а Ярослава и какого-то иного его соперника на Руси»<sup>{399}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_399), хотя столь абстрактная аргументация делает подобную точку зрения уязвимой.
Несмотря на слабые места концепции Ильина, она была взята на вооружение, подвергшись незначительным модификациям в ряде научных и популярных работ, хотя вопрос о том, следует ли считать мифотворцем Н. Н. Ильина или киевского князя Ярослава, остается открытым.

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:10
Академик В. Л. Янин попытался решить проблему путем применения принципа криминалистики — «отыскивая виновника, ищи того, кому преступление выгодно». А политическая ситуация 1015–1019 гг. сложилась благополучно только для одного участника событий князя Ярослава Владимировича, ставшего «самовластцем Русской земли»: «Его назвали Мудрым, и поколения читателей летописи поражались его благочестию. Больше всего он лелеял память о своих невинно загубленных братьях. Именно Ярославу приписывают инициативу причисления их к лику святых в 1021 году. Первые русские святые стали необычайно популярны на Руси. В их честь нарекали княжичей. Им строили белокаменные церкви. Рукой Глеба благословляли князей. Оплакивая братьев, люди воздавали хвалу мудрому Ярославу». Поэтому, задаваясь вопросом, выгодно ли было устранение Бориса Ярославу, историк полагал, что на него ответила вся судьба «самовластца XI века». Вместе с тем ученый подчеркивал, что «свидетельские показания» источников дают возможность предположить, что не только Ярослав, но и Святополк замарал свои руки в крови: «Если один виноват в смерти Глеба, то за смерть Бориса, как будто, должен ответить другой. Но гибель Святополка открыла для Ярослава блестящую возможность: свалить все на фактического „соучастника“, ставшего навсегда „Окаянным“»<sup>{400}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_400).

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:11
А. С. Хорошев представил события 1015 г. как следствие борьбы междукняжеских коалиций, в которой Святополк и Борис противостояли Глебу и Ярославу. «Стремление изолировать Святополка от дружины Бориса и ослабить Киев могло толкнуть Ярослава, находившегося с дружиной в августе 1015 г. вблизи столицы, на убийство Бориса. Выбор исполнителей не представлял труда. Варягам и до того поручались дела, сомнительные с точки зрения морали. Так, например, они убили брата Владимира, Ярополка. Сага рисует Ярослава хитрецом, способным в душе на братоубийство и склонным сложить ответственность за него на других. Характеристика эта противоречит традиционному образу благочестивого и просвещенного правдолюбца, но сближается с насмешливой пренебрежительностью к князю со стороны киевской дружины. Ярослав устраняет ростовского князя и добивается победы над Святополком»<sup>{401}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_401).
Согласно гипотезе А. Б. Головко, основанной на буквальной интерпретации сообщения Титмара о бегстве Святополка в Польшу после смерти Владимира, в 1015–1017 гг. за власть в Киеве боролись его вероятный преемник Борис и Ярослав. При содействии Болеслава Храброго Борис заручился поддержкой печенегов и «навел» их на Киев. После того как в 1017 г. он был убит варягами, польский князь выдвинул запасного кандидата на киевский стол — своего зятя Святополка, которого поддержали приверженцы Бориса в Киеве, вследствие чего стало возможным его утверждение на киевском столе в 1018 г.<sup>{402}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_402).

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 14:15
Подобные гипотетические реконструкции на удивление быстро превратились в полноценные исторические факты, которые позволили некоторым из исследователей утверждать примерно следующее: «Как выясняется сегодня путем довольно сложных сопоставлений и сравнений древнерусских источников с иностранными (сагами, хрониками и т. д.), Святополк Окаянный не убивал ни Бориса, ни Глеба; а совершил это убийство (по крайней мере, Бориса) сам Ярослав Мудрый». Особо отмечается тот факт, что «подобное изучение исторического прошлого чрезвычайно полезно, но необходимо помнить, что для людей русского средневековья, воспитанных на христианских идеях сказаний, которые традиционно описывали трагедию князей „страстотерпцев“, убийство совершил именно Святополк, и притом князья Борис и Глеб вели себя так, как и описано в сказаниях. То, чего не было в „действительности“, как раз было „на самом деле“. Более того, на идеальных примерах князей, погибших, но не совершивших греха клятвопреступления, оставшихся по-христиански верными, воспитывались поколения князей всего русского средневековья…» (A. Л. Юрганов)<sup>{403}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_403).
Следует отметить, что авторы всех вышеперечисленных точек зрения в своих рассуждениях просто отдают приоритет одной литературной традиции над другой, нисколько не задумываясь о том, насколько субъективным может быть в каждой из них отражение реальных событий. Поэтому не приходится удивляться тому, что предположение, высказанное Н. Н. Ильиным, в последнее время все чаще воспринимается как аксиома, хотя тождество «конунга Бурицлава» из «Пряди об Эймунде» с князем Борисом русских летописей представляется и возможным, и спорным. А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский полагают, что «если допустить вслед за целым рядом исследователей, что под именем Бурицлав (Burizlafr) скрывается Борис Владимирович, то оказывается, что скандинавы сообщают элементом — слав даже те княжеские антропонимы, которые на русской почве изначально его не содержат»<sup>{404}</sup> (http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21#c_404).

http://oldrushistory.ru/library/Tayna-gibeli-Borisa-i-Gleba-/21

Зигги
06.01.2015, 14:52
и менял гривны на
э-э-э-э-э-э ....... кому менял?
и потом какие гривнЫ - там и была-то всего одна - на шее у венгра

Он! ( он даже знает сколько мечей у Андрея Боголюбского было! )
с чего вы это взяли?
где я такое написал?

знаю что был не один: но вот сколько было точно - не в курсе

кто взял первый и второй знаю, но не скажу
про третий не скажу, потому что не знаю

Idalgo
06.01.2015, 16:26
его звали "Ярицлейв" , а Бориса - Бурицлейв
Яриц и Буриц-лейб. :)

Август
06.01.2015, 16:47
Яриц лейб. :)

об этом я не подумал.

Рано снимать с Зигги подозрения, значмт. :)

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 17:19
э-э-э-э-э-э ....... кому менял?
и потом какие гривнЫ - там и была-то всего одна - на шее у венгра

Не одна. Эймунду обещали за 12 месяцев заплатить именно в гривнах!
:)

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 17:21
об этом я не подумал.

Рано снимать с Зигги подозрения, значмт. :)
Да - рано. :angel:
Там ведь кто-то "инвестировал в проект Ярослава Хромого". У самого Ярослава вообще денег не было.
:)

Зигги
06.01.2015, 18:29
Эймунду обещали за 12 месяцев заплатить именно в гривнах!
так ярослав обещал, а я-то при чём
У самого Ярослава вообще денег не было.
я вас умоляю
это он вам сказал?

таки врёт
я лично видел у него деньги.

Ему (как мне рассказывали) Харальд Хардрад деньги собирал.
И белицами и мягкой рухлядью

золота - да, не было, а серебро вполне себе.

но ..... я в это время в испании был.
кстати, Генрих II, папа Бенедикт и Василий болгаробойца могут подтвердить что именно в 1014 я у них побывал.

кстати, дураки выши исследователи - Бурицлав это не помесь Бориса со святополком, а Брячислав Изяславич Полоцкий - он на Киев в 1020 напал и был разбит.

mumu-and-gerasim
06.01.2015, 19:31
кстати, дураки выши исследователи
Это у них такое профессиональное заболевание , кажется.
88882