Нора
12.04.2015, 14:36
Попалась на Рамблере статья о продаже Аляски (оказывается, не совсем продаже). Первоисточник - http://russian7.ru/2015/04/chto-nuzhno-znat-o-prodazhe-alyaski/
Честно говоря, сайт у меня уважения не вызывает. Но статья показалась интересной. Почитала Вики - основные моменты совпадают. Так что можно почитать. Если найдете иную информацию, хорошо бы поместить в этой теме - хотя бы ссылку.
Что нужно знать о продаже Аляски
В 1867 году Аляска перестала быть частью России. До сих пор эта страница русской истории многими читается по диагонали, порождая массу мифов. Вроде тех, что Аляску продала Екатерина II, и Россия сдала Аляску в аренду.
Когда?
Первым идею о продаже Аляски США высказал ещё в 1853 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. Он представил Николаю I записку, в которой настаивал на необходимости продажи аляскинских земель. Это, как писал Муравьев, позволит России сосредоточить силы на укреплении своих позиции в восточной Азии, а также улучшит отношения с США и позволит странам дружить против Англии. Также Муравьев писал о том, что со временем России будет сложно защищать столь отдаленные территории. До сделки «созрел» сын Николая Павловича император Александр II. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне.
Зачем?
Почему Россия продала Аляску? Можно обозначить несколько главных причин сделки.
1) Геополитическая. Геополитическая причина была обозначена ещё Муравьевым-Амурским: России было важно удержать и укрепить свои позиции на Дальнем Востоке. Беспокойство вызывали и амбиции Британии на гегемонию в Тихом океане. Ещё в 1854 году РАК, опасаясь нападения англо-французского флота на Ново-Архангельск, заключила с Американо-русской торговой компанией в Сан-Франциско фиктивное соглашение о продаже за 7 миллионов 600 тысяч долларов на три года всего своего имущества, включая и земельные владения в Северной Америке. Позже было заключено официальное соглашение РАК с Компанией Гудзонова залива о взаимной нейтрализации своих территориальных владений в Америке.
2) Экономическая. Историки называют одной из причин продажи Аляски дефицит финансов в казне Российской империи. За год до продажи Аляски министр финансов Михаил Рейтерн направил Александру II записку, в которой указал на необходимость строжайшей экономии, подчеркивая, что для нормального функционирования России требуется трехлетний иностранный заем по 15 млн руб. в год. Даже нижний предел суммы сделки по продаже Аляски, обозначенный Рейтерном в 5 млн рублей мог покрыть только треть годового займа. Также государство ежегодно выплачивало дотации РАК, продажа Аляски избавило Россию от этих расходов.
3) Логистическая. Эта причина продажи Аляски также была обозначена ещё в записке Муравьева-Амурского. «Теперь, - писал генерал-губернатор, - с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши». Железные дороги на Восток России ещё не были проложены и Российская империя однозначно уступала штатам в скорости логистики в Североамериканский регион.
Честно говоря, сайт у меня уважения не вызывает. Но статья показалась интересной. Почитала Вики - основные моменты совпадают. Так что можно почитать. Если найдете иную информацию, хорошо бы поместить в этой теме - хотя бы ссылку.
Что нужно знать о продаже Аляски
В 1867 году Аляска перестала быть частью России. До сих пор эта страница русской истории многими читается по диагонали, порождая массу мифов. Вроде тех, что Аляску продала Екатерина II, и Россия сдала Аляску в аренду.
Когда?
Первым идею о продаже Аляски США высказал ещё в 1853 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. Он представил Николаю I записку, в которой настаивал на необходимости продажи аляскинских земель. Это, как писал Муравьев, позволит России сосредоточить силы на укреплении своих позиции в восточной Азии, а также улучшит отношения с США и позволит странам дружить против Англии. Также Муравьев писал о том, что со временем России будет сложно защищать столь отдаленные территории. До сделки «созрел» сын Николая Павловича император Александр II. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне.
Зачем?
Почему Россия продала Аляску? Можно обозначить несколько главных причин сделки.
1) Геополитическая. Геополитическая причина была обозначена ещё Муравьевым-Амурским: России было важно удержать и укрепить свои позиции на Дальнем Востоке. Беспокойство вызывали и амбиции Британии на гегемонию в Тихом океане. Ещё в 1854 году РАК, опасаясь нападения англо-французского флота на Ново-Архангельск, заключила с Американо-русской торговой компанией в Сан-Франциско фиктивное соглашение о продаже за 7 миллионов 600 тысяч долларов на три года всего своего имущества, включая и земельные владения в Северной Америке. Позже было заключено официальное соглашение РАК с Компанией Гудзонова залива о взаимной нейтрализации своих территориальных владений в Америке.
2) Экономическая. Историки называют одной из причин продажи Аляски дефицит финансов в казне Российской империи. За год до продажи Аляски министр финансов Михаил Рейтерн направил Александру II записку, в которой указал на необходимость строжайшей экономии, подчеркивая, что для нормального функционирования России требуется трехлетний иностранный заем по 15 млн руб. в год. Даже нижний предел суммы сделки по продаже Аляски, обозначенный Рейтерном в 5 млн рублей мог покрыть только треть годового займа. Также государство ежегодно выплачивало дотации РАК, продажа Аляски избавило Россию от этих расходов.
3) Логистическая. Эта причина продажи Аляски также была обозначена ещё в записке Муравьева-Амурского. «Теперь, - писал генерал-губернатор, - с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши». Железные дороги на Восток России ещё не были проложены и Российская империя однозначно уступала штатам в скорости логистики в Североамериканский регион.