PDA

Просмотр полной версии : Таких не берут в янычары


Всеволод
28.08.2015, 18:14
Разборчивые люди, однако, были...

"Когда необходимо набрать детей неверных, берут сыновей знатных лиц, детей священников, детей самых лучших среди неверных. У тех, кто имеет двоих детей, берут [лишь] одного ребенка. Обоих сразу не берут. Берут того, кто производит лучшее впечатление. Не забирают единственного ребенка, потому что он является помощником отцу в крестьянском хозяйстве, — [чтобы] из-за отсутствия людей не чинился ущерб в ашаре сипахи <sup>67</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext1.htm#67) той деревни. Не забирают мальчика-сироту, потому что он жаден и неотесан. Не берут также сына деревенского старосты, потому что [старосты] — из [числа] самых подлых жителей деревни. И дети их подлые. Не берут детей из среды погонщиков и пастухов, потому что они росли в горах и неграмотны. Разве что это сын знатного человека, из страха пристроившийся к ним. Тогда, /10б/ учинив допрос и разузнав место его жительства, вписывают его, согласно закону, в дефтер. Покрытых паршой не берут. Словоохотливый и болтливый будет ничтожным [человеком], окажется завистливым и упрямым. Не берут также [огланов, от природы] не имеющих бороды, с нежными чертами лица. Мало того, что такие склонны к смуте и бунту, врагу они покажутся жалкими. Не берут оглана, который от природы таков, словно уже обрезан. При проверке, поскольку он [как бы] обрезан, подумают, что это сын турка. Возникнут сомнения. Пусть подозрение не падает на других.

Не берут оглана, который женился, еще будучи неверным, потому что он будет бесстыдным. Женатый — падишаху не слуга. Пусть не берут оглана, владеющего ремеслом, потому что ремесленник не станет переносить тягот [военной службы] ради жалованья. [Набор ремесленников] ведет к тому, что [жалованье] платится тем, кто не несет никакой службы. Не следует брать того, кто, пожив в Стамбуле, потом вернулся в свой вилайет. Он будет человеком без стыда. Не берут оглана очень высокого роста; Он окажется глуп. Разве что он внушительного вида, [тогда берут], для того чтобы, став солаком. падишаха, он устрашал врага. Не берут оглана слишком маленького роста — неизбежна смута. Следует брать огланов среднего роста, как о том говорилось выше. Имея при себе султанский указ, производят запись [огланов], тщательно соблюдая все эти [предписания]. /11а/ Да не будет вреда порядку мира <sup>68</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext1.htm#68) из-за того, что в янычарский корпус проникают люди со стороны <sup>69</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext1.htm#69)! В то время как янычарскому корпусу [положено быть] хорошо упорядоченным, не [53] сохранилось и одного из тысячи [прежних] законов и правил касательно его. Законы и правила не соблюдаются так, как [это было] прежде. А там, куда отправляются [янычары], своих обязанностей они не исполняют."

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/frametext1.htm

grg
29.08.2015, 20:28
Ну, вобщем- то и до сегодняшнего дня в спецназ набирают по похожим признакам. Только вместо происхождения смотрят на психотест.

Всеволод
30.08.2015, 03:09
Оттуда же, из практики призыва.

"Однажды, когда янычарским агой был Пертев-паша, из Албании прибыл некий сюрюджи. При проверке [огланов] в ведомстве аги ага, /17б/ наблюдая [за ней] наверху лестницы, вдруг увидел среди этой партии [огланов] одного, который, [59] не обращая внимания на лекаря, производившего проверку, чесал свой половой орган. Пертев-паша узнал, что этот оглан — сирота и что он был лишен отцовского воспитания. Подозвав его и расспросив, Пертев-паша [убедился], что [все] обстоит так, как ему о том доложили. Всех огланов этой партии без исключения отдали в Топхане. Из этой партии не взяли ни одного оглана, ибо, если есть хоть один, вызывающий сомнение, то достойны ли [остальные] очага? Чорваджи, который производил набор этих огланов, назначили диздаром <sup>105</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext1.htm#105) Мудона <sup>106</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext1.htm#106) с жалованьем 30 акче, а сюрюджи и кятибов, главных [виновников происшедшего], выслали в тимары <sup>107</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext1.htm#107), чтобы другим был урок."

Замечу, Топхане - это не тюрьма, а всего лишь пушечный двор. Ну и сам подход логичен: можно скрыть свое происхождение от начальника, но нельзя от товарищей. Никто не стуканул - значит, верить нельзя им всем.

Да, тимар это тоже не тюрьма, а всего лишь деревенское имение. У кого один огород, у кого целая деревня.

Всеволод
30.08.2015, 03:40
Ну и система дедовщины, ессно.

"В отношении йолдаша, который согласно закону выслужил свой срок куллукчи, правило таково: он покупает для угощения йолдашей барана и подвешивает тушу в помещении софа орта. В тот же вечер, приготовив барашка, его едят. Этому йолдашу /41а/ с молитвами и благословениями дают разрешение повязать дюльбенд <sup>37</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext2.htm#37) поверх арыкыйе <sup>38</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext2.htm#38). Для того чтобы [иметь право] отпустить бороду после нескольких лет службы и для получения звания старшего также [полагается] подвесить [тушу] барана. Закон таков. Тот, кто, прослужив таким образом какое-то время и став старшим, не подвесит барана при поступлении в орта, не имеет права есть вместе с одабаши, нести [какую-либо] другую службу и сидеть, как это положено, со старыми йолдашами."

Куллукчи - слуга, дух.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/frametext2.htm

Dang
30.08.2015, 10:21
мда, какая чоткая госмашина.
недаром Грозный, прозванный за жестокость Василичем , пытался перенести ее на московитскую почву.

Всеволод
30.08.2015, 10:37
Автор на каждом шагу жалуется на упадок этой госмашины. Казнокрадство, взяточничество и прочие прелести. Характерный тезис:

"С тех пор как в очаг попал всякий сброд, всякие там турки, мало того, что они не идут в поход, сколько [от них] беспорядков там, где они оказываются!"

Dang
30.08.2015, 10:40
всякие там турки

да сколько там тру османов-то было?
растворились как капля в море в массе хитрожопых греков-ромеев

Всеволод
30.08.2015, 10:44
А там еще много написано относительно разных народов Ближнего Востока и Причерноморья. Которых тоже не брали в "новые войска", несмотря на христианскую веру.

"Турками" звали не османов, а крестьян сельджукского происхождения. Отсюда фраза о том, что аджеми-огланов (новобрацев) продавали туркам на воспитание. В данном случае подчеркивалось, что воспитать будущего янычара могут только крестьяне, ни в коем случае не горожане.

Примерно так же, походу, и по сей день думают. Кулак из глухой болотной деревни как-то показывал дембельский альбом - он служил в придворной бригаде, охраняющей МО, Генштаб и тому подобные заведения.

Dang
30.08.2015, 11:01
есть такое, крестьяне-христиане, тюрки-турки и прочие самоназвания.

Всеволод
30.08.2015, 11:09
"Когда Его Величество покойный Сулейман-хан — да будет над ним милость и благоволение Бога! — соизволил направиться в поход против Сигетвара <sup>119</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext2.htm#119), он не расставался со своим конем, а лишь менял сбрую. Когда же с помощью божьего провидения он вступил в Белград <sup>120</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext2.htm#120), его быстрая, как ветер, лошадь, на какой-то миг встав на дыбы, оборвала узду. Поскольку падишах очень любил эту уздечку, его благородное сердце впало в печаль. Когда же по объявлении священного указа об изготовлении точно такой же уздечки объехали все султанское войско и вернулись обратно, не найдя никого, кто бы взялся изготовить такую же, вперед выступил один из янычарских йолдашей и заявил, что берется изготовить точно такую же уздечку, как и прежняя. Этого йоляаша-сарраджа доставили к мирахору <sup>121</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext2.htm#121), и он сказал ему, что возьмется сделать уздечку, что он янычар и что жалованье его составляет семь акче. Он просил у падишаха лишь прибавки [к жалованью] в одно акче. [Мирахор] пообещал ему [прибавку] сразу же, как только он изготовит [уздечку]. Когда к вечеру йолдаш закончил [работу], его вновь привели к мирахору. Посмотрев на уздечку, тот убедился, что она лучше прежней. Тогда [мирахор] сказал [йолдашу]: «А за сколько акче ты сделал бы [уздечку] другому? /63а/ Говори правду». Тот ответил, что сделал бы ее за 40 акче. На радостях ему было пожаловано 70 или 80 акче, а уздечку принесли и показали падишаху.
Падишах мира был счастлив и спросил, кто изготовил такую уздечку. Ему сообщили, что ее сделал янычар, жалованье которого составляет семь акче, и что он просит прибавку в одно акче. При этом его так превозносили, что невозможно и передать. Когда падишах семи земных поясов <sup>122</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext2.htm#122) услышал о том, что [уздечку изготовил] янычар, являющийся [в то же время] ремесленником, когда он узнал, что тот может сделать одну уздечку за 40 акче, он на некоторое время погрузился в море раздумья, а затем сказал: «Тот, кого сделали янычаром, им и должен оставаться. Ремесленнику [104] незаконно быть янычаром. Тот, кто может заработать 40 акче в день, будет ли служить мне за семь акче?». После этого [падишах] пригласил к себе агу и спросил у него, кто сделал этого [ремесленника] янычаром. [Ага] подробно рассказал о том, что тот положенным образом прошел службу, что несколько лет он провел у турка, а затем заступил на действительную службу и что ремеслу своему он обучился еще до своего обращения в ислам.
/63б/ [Тогда падишах] соизволил [сказать]: «В то время как набор ремесленников запрещен, этого взяли». Как только выяснилось, что это произошло при девширме, когда набор огланов преступно и вопреки закону производили беи, которым это было запрещено, [падишах] приказал исключить [этого янычара] из очага. Когда стало очевидным, что, в то время как йолдаш ожидает прибавки, его высылают в тимар, мирахор и другие приближенные лица падишаха [стали] бить челом пред центром Небесного Порога, умоляя о том, чтобы [йолдаша] не изгоняли из очага. Все было напрасно. Однако, не отвергнув [полностью] их мольбы, [падишах] соизволил причислить [того янычара] к разряду челенгиров <sup>123</sup> (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/primtext2.htm#123) при его прежнем жалованье. Он счел его недостойным находиться в рядах янычар, потому что ремесленнику незаконно быть слугой повелителя, разве что это ремесленник [из мастерских аги]."


Челенгир - казенный ювелир по изготовлению наград. Не так уж и плохо, и возможностей калымить больше. Замечу, не указано, как наказали тех, кто его призвал.

Всеволод
21.09.2015, 18:09
мда, какая чоткая госмашина.
недаром Грозный, прозванный за жестокость Василичем , пытался перенести ее на московитскую почву.

Ну, бомбарду по образу и подобию тех, что Проливы под обстрелом держали, как раз в те времена в Московии изваяли. Чуть позже смерти Василича. Это уже потом какой-то юморист вкатил под нее колесный лафет и сказал, что "оно не стреляет".

Еще понравилось:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVII/1600-1620/Janyc_korp/text7.htm

Во времена султана Сулейман-хана, когда Сакка Махмуд был стамбульским агой, Рустем-паша <sup>2</sup>, бывший тогда великим везиром, послал [однажды] оглана, подметавшего мусор в его доме, за каким-то делом к стамбульскому аге. В это время упомянутый ага, в малом тюрбане, сидел на тахте <sup>3 </sup>поблизости от своего дома. Оглан, выросший при доме сановника, не знал в лицо стамбульского агу. Жалованье [за него] получал бёлюкбаши. Увидев [стамбульского агу] в малом тюрбане [и не зная, кто это], он не выказал ему знаков почтения, положенных тому как аге, /114а/ и спросил у него самого, где находится дом аги. [Стамбульский ага] со словами: «Ну, давай я покажу тебе дом аги» — проводил его к [своему] дому, а показав, отправил [оглана] на мейдан. После расспроса стало доподлинно известно, что он служит при доме Рустем-паши. [Стамбульский ага] сказал так: «Если бы ты был настоящим [аджеми огланом], если бы ты не был шельмой, [живущей] при доме сановника, ты бы знал своего агу. Оглан, не знающий своего аги! Если такой станет завтра янычаром, он опять, не ожидая [отправки] в ода, будет подыскивать дом [какого-нибудь] сановника, цены падишахова дирлика знать не будет, ради жалованья в поход не пойдет». После того как [ага] сказал [это], оглану [назначили] [157] 80 ударов палкой, а наказывая, приговаривали: «Знай своего агу!», а [затем] отослали [служить] на судно для перевозки лошадей.
Когда весть об этом дошла до дома паши, он послал [своего] человека на выручку [оглану], [однако] вместо него [Рустем-паше] прислали трех или четырех [других] огланов, а того не отпустили. И [только] после того как тот принял участие в нескольких походах и испытал тяготы корабельной [службы], его отослали во дворец паши с такими словами: «Вот теперь ты узнал, что такое лишения корабельной [службы], запомнил своего агу. Иди и служи снова [на прежнем месте]». И ныне нужно поступать так, как [о том] рассказано.

Dang
21.09.2015, 18:46
Ну, бомбарду по образу и подобию тех, что Проливы под обстрелом держали

если бы только дробовое старье времен Мезоморто и штурма Константинополя копировали (бомбарды-мортиры, шта швыряли мраморные шары полуметрового калибра, несколько иное соотношение по длине\толщине ствола имели).
, так даже прозвище у Сулеймана Великолепного отмоскалили :)

Всеволод
06.05.2018, 08:01
А вот что представляло это чудо-войско в 1807 году.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XIX/1800-1820/Janycar/text1.htm
......

"Звание янычар есть наследственное. Турки, и большая часть их, записываются в любой полк, чтобы иметь право пользоваться особенными выгодами, сопряженными со званием янычарским. Сии особенные выгоды состоят в том, что янычар бьют палками по спине, а не по подошвам, как делают с другими, - и еще в том, что их не сажают на кол, но просто удавливают в потребном случае.

Янычарских полков считается сто один; Султан записан в первом. Число их не определяется. Желающие являются в войске, и служат охотниками. Каждой янычар, определившийся в роту, в первые годы молодости своей повинен быть слугою артели. Каждая артель имеет своего капрала, которого повеления исполняет в точности. [220]

Ученики или молодые янычары носят кожаной пояс с двумя медными напереди дощечками, которые крючком застегиваются. Они разъезжают дозором, имея при себе палки, в знак того что отправляют должность по службе; ибо при них нет никакого оружия. Заметивши беспорядок имеют право взять под караул беспокойных людей, и даже бить их своими поясами, ежели встречают сопротивление.

После ученичества, которое продолжается до тех пор, пока усы выростут, их производят в чины; тогда они имеют полное право именоваться янычарами, и делают на руке у себя знак, показывающий, к которому полку принадлежат. Луна ест знак первого полку.

Сбережение знамен у янычар в честь не вменяется; напротив того потеряние котлов поваренных почитается величайшим несчастием для полку и лишением чести. Янычар в праздничное время носит высокую шапку войлочную с длинным и широким лоскутком материи, которая висит назади и закрывает спину до половины; надо лбом сделана кожаная готовальня для вкладывания деревянной ложки. Ни один честной янычар не [221] выходит на улицу без своей ложки; равно как Европейской солдат всегда носит при себе тесак или штык свой.

Хотя янычары и почитаются лучшею пехотою в Империи, однакож у кого из них есть лошадь, тот садится на нее, и спокойно едет подле своей роты. Такая смесь конных людей с пехотными есть одна из главнейших причин всегдашнего беспорядка в сем войске."

Всеволод
06.05.2018, 08:02
И еще. Интересно, откуда автор взял вот это?

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XIX/1800-1820/Turk_obycaj/text1.htm

"Амурат I учредил янычарское войско, и узаконил дополнять его пятою частию пленных, принимающих магометанскую веру."

Зигги
06.05.2018, 09:18
Балаклавский грек Качони, служивший квартирмейстером ярославского полка, а потом попавший в профессора истории

В турции не бывал.

Всеволод
06.05.2018, 09:56
Короче, сборище баек его произведения. Кроме как про несколько лет в услужении у дедушек. Про усы - тож байка.

Зануда
06.05.2018, 14:14
напротив того потеряние котлов поваренных почитается величайшим несчастием для полку и лишением чести.
Ну правильно.
Какой практический смысл от утери куска ткани? - никакого.
А вот просрать полевую кухню - это реальная жопа для подразделения.

pornocrat
11.05.2018, 12:34
Не берут оглана очень высокого роста; Он окажется глуп.
Вот щас обидно было! :)